Портреты рисуем маслом


ИЗО детям Автор: Главный Редактор   

Как нарисовать портрет - пошаговые инструкцииПортреты по размерам бывают станковые и миниатюрные; по видам изобразительных искусств — жи-вописные, графические, скульптурные, фотографические, а также портреты декоративно-прикладного характера; по количеству изображенных — индивидуальные, двойные и групповые. Материалы и техники исполнения портрета очень многообразны. От традиционных портретов маслом, пастелью, карандашом, акварелью до совершенно невообразимых портретов из проволоки, из шрифта, из овощей и фруктов, из пивных крышек и т. д.
Искусство портрета имеет многовековую историю. Среди самых знамени-тых мастеров этого жанра разных времен и народов Рафаэль и Тициан, Микеланджело и Леонардо да Винчи, Рембрандт и Рубенс, Веласкес и Рибера, Дюрер и Гольбейн, Энгр и Гойя, Роден и Ренуар, Крамской и Кипренский, Репин (рис. 1) и Серов (рис. 2), Фешин и Мурашко, Врубель (рис. 3) и Серебрякова (рис. 4) и многие другие.
Анатомическое строение и пропорции головы человека
Несмотря на то что у всех нас по два глаза и уха, нос, рот, портреты рисуем маслом лоб, губы и под-бородок, степень асимметрии, пропорции и форма их настолько разнообраз-ны, что одинаковых лиц не бывает. Нужно учиться видеть общую форму головы, форму и пропорции отдельных ее частей, характерные особенности лица конкретного человека. Для этого требуется хорошее владение рисунком и глубокое знание пластической анатомии. В основе любого рисунка лежат форма и пропорции. Если то и другое взято правильно, об-щее сходство получится само собой. Помимо этого, для достижения под-линного портретного сходства художнику необходимо обязательно учиты-вать асимметрию лица, чтобы уловить тонкие различия между обеими сторонами.
Внешняя форма головы человека чрезвычайно сложна и многообразна; вместе с тем ее строение основывается на одинаковой для всех объектов анатомической конструктивной структуре, которая определяет общий ха-рактер пластики ее форм, независимо от индивидуальных черт конкретного человека. В построении головы отражается ее внутренняя конструкция — структура костей черепа и располагающихся на нем мышц. Жестким основанием головы служит череп (рис. 5). Он состоит из значительного по объему мозгового раздела и относительно небольшого лицевого, на кото-ром расположены наружные органы чувств, дыхания и питания (нос, рот, глаза и уши). Основание черепа, слагаемое из основной и затылочной ко-стей, сочленяется с позвоночным столбом атланто-загылочным суставом.

 

Скачать мастер-класс

Рис. I. И. Репин. Портрет Лавровой. Картон, акварель, гуашь, графитный карандаш
Рас. 2. В. Серов. Портрет Орловой. Смешанная техника
Рис. 4. 3. Серебрякова. Портрет Мариэтты Франгонуло. Бумага, пастель
Жесткую коробку свода черепа составляют затылочная, лобная, две темен-ные и две височные кости. Опускаясь вниз, лобная кость образует внешний край глазных впадин, защищенных сверху надбровными буграми и дугами. Ниже располагается верхняя челюсть с грушевидным отверстием носа и верхним рядом зубов. С боков верхнюю челюсть охватывают скуловые кости с уходящими назад, к ушным отверстиям, скуловыми дугами. Снизу череп завершает подвижная кость нижней челюсти с парным суставом у ее основания. Нижняя челюсть несет нижний ряд зубов и мощными жеватель-ными мышцами может прижиматься к верхней.
Мышцы лица делятся на жевательные и мимические (рис. 6). Жева-тельные мышцы, прикрепляясь к костям, управляют движением нижней челюсти и обладают большой силой. Мимические же мышцы, вплетаясь своими окончаниями в мягкие ткани и кожу лица, позволяют нормально функционировать глазам, рту и носу, а также выражают внутреннее эмо-циональное состояние человека — мимику лица. Мозговая часть черепа покрыта тонкими плоскими мышцами, поэтому внешнюю форму лба, темени и затылка образуют непосредственно кости. Кости лицевой части служат основой его пространственной структуры, но внешнюю пластическую форму его определяет сложный покров хрящей, мышц и жирового слоя. В силу этого форма свода черепа относительно проста и статична, а форма лица необычайно сложна и подвижна.
Пластика головы познается также с помощью целого ряда анатомических пунктов — опорных точек и линий. Так, например, спереди форму головы определяют лобные бугры, надбровные дуги, височные линии, глазничные впадины, основание и крылья носа, углы рта, подбородочные бугры, макушка, теменные бугры, углы нижней челюсти и скуловые кости. Опорными точками боковых частей головы являются макушка, ушные отверстия, затылочный, теменной, лобный и надбровный бугры, кончик и основание носа, подбородок, угол нижней челюсти, вершина скуловой кости и внешний край глазницы. Соединительное звено туловища и головы — шея, жесткую конструкцию которой составляют семь верхних позвонков позвоночного столба. Хорошо заметный под кожей костистый отросток седьмого шейного позвонка обозначает нижнюю заднюю границу шеи. Передними границами шеи и туловища являются ключицы и яремная ямка.
Закономерен процесс трансформации размеров, направлений и пластики частей тела в связи с возрастом. Так, характерные особенности головы ребенка — округлость, мягкость ее общей формы, большая мозговая часть и маленькая лицевая, крупные глаза (относительно носа и губ), уширение носа в переносице (между слезниками) и сужение в крыльях ноздрей, вздернутый кончик носа. С возрастом размер головы человека увеличивается главным образом за счет увеличения ее лицевой части. Средняя линия глаз обычно делит высоту головы пополам, а высота лба, носа и губ с подбородком становятся примерно равными. Глаз увеличивается незначительно, крылья ноздрей рас-ширяются по отношению к расстоянию между слезниками. Развиваются над-бровные дуги, скуловые кости, углы нижней челюсти и формы лица становят-ся более резко выраженными. К старости из-за выпадения зубов нижняя челюсть поднимается вверх, подвигается впереди сближается с носом, кон-чик которого опускается вниз, а крылья становятся шире. Пропадающий под-кожный жировой слой обнажает кости и мышцы, формы лица становятся бо-лее сухими и угловатыми.
Знание основных возрастных изменений пропорций головы позволяет правильно строить и передавать характер головы ребенка, взрослого чело-века и старика. Голова человека, особенно ее лицевая часть, — сложная в пластическом отношении форма. Поэтому процесс ее изображения следует сопровождать изучением и рисунком отдельных частей — глаза, носа, губ, уха.
Ухо, являясь органом слуха и равновесия, имеет три отдела: наружный, средний и внутренний. Наружное ухо состоит из ушной раковины и слухового прохода (рис. 7). Ушная раковина работает как приемник звуковых волн, которые затем передаются во внутреннюю часть слухового аппарата. Она состоит из сложных изогнутых форм завитка — наружного края ушной раковины и проти воза витка — выступа внутри уха, расширяющегося кверху. Около слухового отверстия расположены козелок и противокозелок. Нижнюю часть уха называют мочкой. Форма ушной раковины усложняется при повороте головы, пропорции ее деталей изменяются, поэтому нужно изучать ухо в разных поворотах, чтобы проследить эти изменения.
Глаза на человеческом лице — это самая выразительная часть. Зачастую только по глазам можно определить или узнать человека. Глаза имеют фор-му шара и помещаются в глазницах черепа. Глаз состоит из белка, роговицы (радужки) и зрачка, сверху и снизу покрыт веками, по внешним краям ко-торых располагаются ресницы (рис. 8). У внутреннего угла век находится слезный канал.
Расстояние меж;1у глазами обычно равно длине самого глаза. Характер глаз во многом зависит от того, насколько г лубоко они посажены в глазницах. Положение относительно горизонтальной линии определяет разрез глаз. Нели внешние и внутренние уголки глаз находятся на одном уровне — это классический разрез; в том случае, когда внешние уголки опущены по отношению к внутренним — это разрез европейского типа; когда, наоборот, внешние уголки приподняты (раскосые глаза) — это восточный разрез.
Брови также являются одним из самых выразительных элементов лица. Принимая активное участие в мимике, брови передают эмоциональный на-строй человека. Расположены они дугообразно вдоль верхнего края глазных
впадин. Внутренний утолщенный конец, лежащий у корня носа, называют го-ловкой брови, наружный конец брови более тонкий, доходит до скулового от-ростка лобной кости. Брови имеют очень разнообразную форму.
Губы расположены на верхней и нижней челюсти, поэтому прежде чем ри-совать губы, необходимо проанализировать форму и конструкцию челюсти. Верхняя и нижняя губа имеют разную форму и соединяются друг с другом в уголках рта (рис. 9). На верхней губе посередине есть выступающий вниз бу-горок, от которого обе стороны губы тянутся вначале чуть вверх, а потом вниз — куголкам рта. При этом кайма губ постепенно сужается. Красной кай-мой называют границу губ.
Наиболее глубокая из мышц губ — круговая мышца рта, к ней крепятся другие мимические мышцы. Форму верхней губы образуют парные квадрат-ные мышцы, которые расположены симметрично но обе стороны от верти-кальной центральной линии. В образовании формы нижней губы также уча-ствуют две квадратные мышцы, расположенные симметрично. От формы и размеров этих мышц во многом зависит многообразие характерных строений и форм губ.
Губы тесно связаны с окружающими плоскостями: носогубными поверхностями, плоскостью нижней губы и боковыми плоскостями в области уголков рта и щек. При построении губ особо следует обратить внимание на серединную профильную линию, проходящую от основания перегородки носа через основание губной бороздки (фильтра) к бугорку верхней губы, вглубь ротовой щели, и обратно — но середине нижней губы до края и от него к подбородочной бороздке, через верхний выступ подбородка и вниз к его основанию.
кожу. Из-за этих образований кончик носа имеет форму раздвоенной мин-далины или округлую. Крылья носа по ширине касаются своими наиболее выступающими краями условных линий, являющихся продолжением клыков верхней челюсти. Нижняя площадка призмы носа имеет две симметричные треугольные плоскости. Они располагаются иод определенным углом от-носительно друг друга, а между ними находится узкая плоскость перегород-ки носа, которая граничит с так называемым фильтром на носогубной по-верхности. Основание носа соответствует направлению подносового шипа.
Изучив закономерности строения формы головы и конструктивные особенности отдельных ее частей, художник приобретает твердую основу для творческой работы над портретом.
Основы цветоведения
Цветоведение — наука о цвете. Изучение цвета в пространстве необходимо для создания цветовой гармонии в художественном произведении.
Все цвета делятся на хроматические и ахроматические. К хроматиче-ским относятся все цвета солнечно спектра, а к ахроматическим — черный, белый и все оттенки серого, полученные в результате смешения черного и белого. Проще говоря, хроматические — это цветные, ахроматические — бесцветные. Спектральные цвета схематически изображают в виде цветового (спектрального) круга (рис. 1 1). Основных спектральных цвета три — красный, желтый и синий. Остальные образуются путем смешения основных и называются промежуточными. Хроматические цвета делятся на теплые и холодные. К теплым относятся красный, желтый и оранжевый, к холодным — зеленый, синий, фиолетовый. Сочетание теплых и холодных цветов, а также изменение оттенков цвета в холодную или теплую сторону называется теплохолодностыо. Цвета также бывают контрастные и нюансные. Контрастными, или дополнительными, являются цвета противоположно расположенные в спектральном круге, например желтый и фиолетовый. Они дополняют, усиливают звучание друг друга. Нюансные — это цвета, расположенные в цветовом круге рядом, например красный и оранжевый.
Основные характеристики цвета — это цветовой тон, светлота (свет- лотный тон) и насыщенность.
Цветовой тон — особенность цвета отличаться от других цветов спектра. По сути, это и есть название цвета. Например, цветовой тон шляпки — фио-летовый, шарфика — желтый (рис 12, а).
Цвет — носитель тона. Светлота — качество, определяющее, насколько один цвет темнее или светлее другого. Например, по цветовому тону шляпка и шарфик одинаковые, а по светлоте различные — шарфик темнее (рис. 12, б).
Насыщенность — характеристика, определяющая чистоту цвета, его ин-тенсивность. Насыщенный цвет можно назвать сочным, глубоким, менее на-сыщенный — приглушенным, приближенным к серому. Например, шляпка менее насыщенная, чем шарфик (рис. 12, в).
Зрительное восприятие окружающего нас мира происходит благодаря светотени, являющейся одним из средств композиционного построения и представляющей собой градацию светлого и темного. Светотень — со-отношение света на форме. Характер светотени зависит от формы предмета и характера источника света. Свет бывает направленный и рассеянный. Относительно объекта изображении направленный свет подразделяется на боковой, передний, верхний, задний (контражур), передний боковой, верхний боковой, передний верхний. Градация светотени: свет, тень, полу-тон, блик, рефлекс. Сличи — элемент светотени, определяющий освещенную часть предмета. Блик — самое освещенное место любого предмета. Зависит от особенностей поверхности. Чем выше ее отражающие свойства, тем блик сильнее. Тень — наиболее слабо освещенная часть предмета. Различают тени собственные и падающие. Полутон — промежуточная градация между светом и тенью. Рефлекс — это цветовое отражение предмета, окрашивающее тень соседнего предмета. Рефлекс является одним из сильнейших средств организации цветовой гармонии в художественном произведении. Блик, свет и полутон света образуют группу света. Группу тени составляют тень, полутон тени и рефлекс. Цвет в светотеневых гра-дациях изменяется согласно теплохолодности. Например, если свет пред-мета холодный, тень будет теплая, если свет теплый портреты — то наоборот.
Преобладание какой-либо группы цветов в художественном произведении называется цветовой гаммой. Если преобладают цвета сине-зеленой части спектра — это холодная гамма, если основу цветовой палитры составляет желто-красная часть спектра — это теплая гамма. Равновесие между теплыми и холодными цветами в цветовой композиции образует смешанную гамму. Цветовая гамма обеспечивает целостность и композиционное единство художе- стве н н о го п ро из веде н и я.
Гармония и красота цветовых сочетаний, отвечающие определенному художественному образу, представляют собой колорит произведения искусства. ЯЕЗЛЯЯСЬ основой цветовой композиции и средством эмоционально-эстетической выразительности, колорит оказывает воздействие на чувства зрителя, создает настроение в картине.
Эскиз. Этюд. Набросок
Эскиз — воплощение первоначального замысла будущего художественного произведения. Именно с эскизов начинается работа над композицией (рис. 13). В эскизах обычно решаются различные задачи:
•    определяется формат будущей работы;
•    размещаются общие массы на задуманном формате с учетом гармонического равновесия главного объекта изображения и поля бумаги;
•    решается тональная градация от самого светлого пятна до самого темного;
•    решается тональная характеристика собственных теней и падающих теней ио отношению к источнику света;
•    определяется цветовой строй будущего произведения.
В эскизах может решаться как одна конкретная задача, так и несколько. В связи с этим эскизы бывают цветные и черно-белые, линейные и пятновые,
II    РИСУЕМ ПОРТРЕТ
оми могуч исполняться карандашом или углем, пером или кистью. В резуль- гате эскизных поисков художник зачастую делает итоговый эскиз, который является как бы генеральной репетицией перед выполнением картины н обобщает весь подготовительный материал: наброски, этюды и предыдущие эскизы.
Этюд— это работа, выполненная каким-либо графическим или живо-писным материалом с натуры с целью ее изучения (рис. 14). Для этюдов характерно широкое обобщение форм и отсутствие детальной проработки. Они могут служить вспомогательным и подготовительным материалом при создании художественного произведения, выступать в качестве упражнений для совершенствования профессиональных навыков, а также иметь самостоятельное значение. Этюды великих мастеров в силу своих высоких художественных качеств являются полноценными произведениями ис-кусства.
Набросок — быстрый рисунок, выполненный графическим материалом. В набросках художник стремится наиболее лаконично, без лишних деталей и подробностей передать первое впечатление от натуры, акцентируя внимание на самом характерном (рис. 15). Наброски бывают линейные и тональные. Для развития мастерства и поддержания профессионального уровня художнику необходимо систематически выполнять множество набросков.
Итак, эскизы, этюды и наброски представляют собой основу любого из видов изобразительного искусства, являются очень важным материалом в работе над произведением, а также имеют самостоятельную художественную
Портрет, как и всякий жанр изобразительного искусства, находит свое выражение в композиционной форме. Композиция (от лат. сотрозШо — «составление, соединение») — структура произведения, согласованность и соподчинение его частей, воплощение художественными средствами творческого замысла. Основным принципом построения композиции является единство формы и содержания. Главная задача композиции — создание художественного образа. К средствам композиции можно отнести все необходимое для ее создания, а именно точку, линию, пятно, цвет, тон, светотень, ритм, равновесие, формат, пропорции, пространство, композиционный центр, статику и динамику, симметрию и асимметрию, контраст и нюанс и др.
Всякая композиция начинается с выбора формата. Дня портрета чаще всего используется вертикальный прямоугольный формат. Однако существует множе-ство примеров решений портрета в горизонтальном прямоугольнике, в квадрате, в овале. Намечая общие массы портрета, необходимо определить гармоничное соотношение размера головы с форматом, чтобы она не казалась ни слишком большой, ни слишком маленькой. Композиционным центром в портрете является лицо. Чтобы выявить этот центр, следует учитывать особенности визуального восприятия. Если голова повернута в три четверти или в профиль, перед лицом, как правило, оставляют пространства больше, а сзади головы — меньше. Также голова помещается немного выше середины формата.
Ярко выраженная динамика не свойственна портретному жанру. Пластика и выразительность достигаются с помощью внутреннего движения, которое проявляется в наклоне и повороте г оловы относительно торса, во взгляде и жестах.! Несмотря на симметричность головы и фигуры человека в целом, в композици- | онном решении портрета чаще используется асимметрия. Симметричный портрет может быть только в фасоном положении. В асимметрии портрета раскры- | вается богатство поз и ракурсов.
Контраст и нюанс выражают яркое различие или схожесть тона, цвета, форм, величин. Ритм представляет собой чередование или повторение цветовых и тональных пятен, фактур, направлений, форм. Контрастные и нюансные отноше- 2 ния, а также ритмическая структура портрета определяют цвето-тональный строй портрета, организуют связь и соподчинение всех его элементов.
ПАСТЕЛЬ
Пастель (от лат. — «тесто») — художественный материал, состоящий из мелкотертого пигмента и связующего вещества. Выпускается в виде мелков или карандашей без оправы, имеющих форму круглых брусков или брусков с квадратным сечением. В зависимости от вида связующего элемента пастель бывает различных типов — сухая, акварельная, масляная и восковая. В свою очередь сухая пастель подразделяется на мягкую и твердую. Мягкая пастель состоит в основном из чистого пигмента с небольшим количеством связующего вещества. Подходит для широких насыщенных штрихов. Твердая пастель реже ломается, поскольку содержит большее количество связующего вещества. Сторону палочки можно использовать для тона, а кончик — для тонких линий и проработки деталей. Именно ее мы и будем использовать.
Пастель спрессовывается меньше, чем мел, а потому ложится на бумагу с большей цветовой плотностью и формирует бархатистые штрихи с мягкими, рыхлыми краями. Пастель находится на грани между рисунком и живописью: в ней соединяются линия и цвет. Иногда художник передает форму в основном линией, штрихом, контуром, а все цветовое решение проводит как подкраску, всего несколькими тонами. Но пастель позволяет создавать и настоящую жи-вопись, передавая всю сложную гамму цветовых отношений натуры. При этом художник может добиться цветового звучания многоцветными мелкими штри-хами. Штрихи эти можно смешивать, растирая пальцем, растушевкой или сухой кистью, но можно оставлять и в чистом виде, подобно мозаике. Особенность пастели в том, что при минимуме связующего вещества красящая масса представляет отдельные частицы пигмента, отражаясь от которых свет рассе-ивается в разные стороны, придавая красочному слою особую лучистость, бар-хатистость, специфическую «пастельную» мягкость.
Для рисования пастелью нужна фактурная поверхность, которая будет удер-живать пигмент. Рисунки пастелью обычно выполняются на цветной бумаге. Тон бумаги подбирается индивидуально, с учетом задач рисунка.
Пастель имеет богатую цветовую палитру, однако при работе следует ограничивать количество используемых мелков для цельности рисунка.
Предварительный рисунок хорошо намечатьрастушкой (короткой палоч-кой из бумаги или замши с конусообразным концом или пальцем. Тогда пастель ложится тонким слоем и легко вытирается при внесении поправок. Для этого необходимо натереть немного настели на кусочке бумаги.
При работе пастелью все существенные исправления в рисунок лучше вносить на ранних стадиях. С этой целью используют стирательную резинку или хлебный мякиш. Для удаления большого количества цвета применяют широкие кисти из щетины, планшет с рисунком при этом надо держать вертикально, что позволит лишним частичкам падать вниз и не втираться в бумагу.
Для защиты пастельного рисунка от смазывания и осыпания его необходимо зафиксировать. Подойдет лак для волос или специальный фиксатор. Однако зафиксированный рисунок теряет свою бархатистость. Самое надежное сохранение пастели — в раме со стеклом и паспарту из толстого картона, чтобы даже стекло не касалось работы. Хорошо оформленная пастель может храниться веками, она не выгорает на солнце, не трескается и не боится температурных  Перепадов.
Весенний портрет
Модель — молодая женщина и ненке из нолевых цветов с легким цветным шарфом вокруг шеи. Ракурс 3/4. Фон нейтральный. Гамма холодная. Свет мягкий, рассеянный.
Компонуем портрет в формате.
Легкими штриховыми линиями намеча ем массу головы, венка и плечевого по-яса. Определяем линии бровей, глаз, основания носа и разреза рта.
2. Работаем с лицевой частью головы — намечаем скулы, под-бородок, контур нижней челюсти, нос, губы. Набрасываем шарф, уточняем характер прически.

< Предыдущая   Следующая >
Источник: http://doshkolnik.ru/risovanie/2397-portret.html


Закрыть ... [X]

Как научиться рисовать карандашом с нуля, поэтапно Бонбоньерка невеста выкройка

Портреты рисуем маслом Портреты рисуем маслом Портреты рисуем маслом Портреты рисуем маслом Портреты рисуем маслом Портреты рисуем маслом Портреты рисуем маслом